Полиция является основным фактором борьбы с насилием в отношении женщин. Однако в России пострадавшие все еще сталкиваются с тем, что представители правоохранительных органов относятся к домашнему насилию как к «частному делу» и стараются в него не вмешиваться, по крайней мере, на стороне жертв. Опыт организаций по оказанию поддержки женщинам показывает, что основная проблема заключается в том, что реакция полицейских на насилие в отношении женщин обусловлена недостаточным пониманием проблемы или мнением «она сама его спровоцировала» или «она сама во всем виновата».

Подготовка сотрудников полиции по этой проблеме и повышение ее восприимчивости к положению жертв насилия — важная составляющая предотвращения насилия. Ведь пострадавшие будут стараться не сообщать об актах насилия, которым они подверглись, или не станут искать защиты и помощи, пока не почувствуют, что могут доверять полиции.

При проведении программ подготовки для сотрудников полиции милиции следует придерживаться принципа анализа “сверху вниз”, т.е. сначала устанавливать контакты с начальниками соответствующих правоохранительных структур и ответственными за профессиональную подготовку полицейских. Задача заключается в том, чтобы курсы подготовки по проблеме применения насилия в отношении женщин стали постоянной составляющей профессиональной подготовки и повышения квалификации полиции, как уже в течение многих лет происходит в Австрии и в ряде других стран.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Продолжительность основного курса подготовки для полиции в идеале должна составлять не менее двух дней, причем первый день должен быть посвящен принципиальным аспектам основного учебного модуля.

Второй день должен быть посвящен конкретным аспектам работы. Некоторые из этих тем, в частности, стокгольмский синдром или оценка опасности, затронуты в основном модуле. На второй день они рассматриваются в свете специфики работы полоиции.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ ДАННОГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ

Тема А. Стокгольмский синдром

Введение

Задача данного раздела — подробно рассмотреть, почему женщинам, подвергающимся насилию, трудно уйти от обидчика или почему это опасно. Данное упражнение рассчитано не только на полицейских, но и на работников прокуратуры, судов и представителей других профессий. Участники должны поставить себя на место пострадавшей, чтобы лучше понять ее реакцию и положение. В частности, необходимо понять, почему жертвы не хотят сотрудничать с полицией и судебными органами и неохотно обращаются за помощью. Исследования показали, что лица, подвергающиеся насилию, могут избирать стратегию выживания, которая влечет за собой отождествление себя с виновником насилия. В частности, такой психологический феномен наблюдался у лиц, взятых в заложники во время ограбления банка в Стокгольме. Отсюда его название — “стокгольмский синдром”. В некоторых случаях им страдают и пострадавшие от домашнего насилия.

Задачи

• Участники должны поставить себя на место пострадавшей, чтобы лучше понять ее положение, действия и реакцию.

• Они должны понять ситуации, в которых может возникать стокгольмский синдром, и его влияние на систему оказания помощи.

Упражнения на закрепление навыков (продолжительность 50 минут: работы в парах, обсуждение и теоретическое занятие).

 

Тема В. Оценка опасности

Введение

Задача данного раздела — повысить уровень знаний работников правоохранительных органов (а также судебной системы и смежных областей, которые могут выполнять это упражнение) об опасности, которую представляют виновники насилия, изучить и определить критерии оценки опасности. Это особенно важно для ответа на вопрос о том, должна ли полиция задерживать виновников насилия. Цель обоих аспектов подготовки состоит в том, чтобы к проявлениям насилия относились серьезно, профессионально, учитывая, что это позволяет предотвратить совершение более тяжкого преступления, - в частности, убийства. Как правило, серьезные проявления насилия не возникают “на пустом месте”; зачастую им предшествуют признаки их неизбежности, причем во многих случаях виновники насилия заранее сообщают о своих намерениях. Особенно высокая степень риска возникает в период раздельного проживания, когда совершается большинство серьезных актов насилия. Поэтому очень важно распознавать признаки усиления риска насилия.

Задачи

• Улучшить понимание признаков усиления риска насилия.

Упражнения на закрепление навыков (продолжительность 60 минут: пример из практики, работа в группе, обсуждение).

 

Тема С. Собеседование с пострадавшими

Введение

В большинстве стран проявления насилия в отношении женщин являются преступлением, в том числе и когда они происходят в семье. Однако это не значит, что в каждой стране виновнику насилия действительно предъявляется обвинение, и он преследуется в судебном порядке. Это позволяет оказывать давление на пострадавших, поскольку означает, что они должны взять инициативу в свои руки и сами предъявить обвинение обидчику, от которого они часто зависят. Государство должно предъявлять обвинения за проявления насилия и в судебном порядке преследовать обидчиков в семье. Принцип, который заключается в том, что государство, а не пострадавшая, должно возбуждать дело против обидчика, провозглашен во многих международных документах.

Предъявление обвинения и допрос в полиции сопряжены с чрезвычайно сильным эмоциональным стрессом. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники проходили специальную подготовку по этому аспекту своей работы.

Задачи

• Цель данного раздела — обеспечить лучшее понимание сотрудниками полиции положения женщин, пострадавших от насилия, и отработать практические навыки проведения собеседования с ними с учетом ситуации. Кроме того, в данном разделе содержится информация о необходимых составляющих собеседования с пострадавшими.

Упражнения на закрепление навыков (продолжительность 60—90 минут: ролевая игра в составе малых групп, обсуждение).

 

Тема D. Профессиональное вмешательство, ориентированное на потребности пострадавших.

Введение

В данном разделе рассматривается вмешательство полиции в случаях домашнего насилия.

Задачи

Смоделировать вмешательство полиции и проанализировать полученный опыт.

Упражнения на закрепление навыков (продолжительность – 90 минут: ролевая игра, обсуждение, анализ раздаточного материала «Основные правила вмешательства полиции»).

 

Тема Е. Правовая основа и основные правила вмешательства полиции

Эту лекцию о соответствующих законодательных нормах по возможности должен проводить эксперт из правоохранительных органов. В лекции должны быть затронуты следующие аспекты:

1. Действующее уголовное законодательство (включая поправки, внесенные в 2016 году).

2. Меры, предусмотренные уголовным правом для защиты от насилия.

3. Меры, предусмотренные гражданским правом для защиты от насилия.

4. Правовая основа вмешательства полиции.

5. Основные правила вмешательства полиции.

6. Права пострадавшей.


Более подробно с тренингом «Насилие в отношении женщин» можно ознакомиться в Пособии «Стандарты деятельности по предоставлению услуг пострадавшим от домашнего насилия и организации системы реагирования на случаи насилия». – Москва, 2015. – 343 с.