Обращение в суд для женщины, пострадавшей от насилия в семье, часто бывает крайним шагом, когда насилие уже обрело серьезные физические формы. При этом проведенные исследования и свидетельства пострадавших от насилия демонстрируют распространено традиционное мнение о том, что насилие в семье является частным делом и часто путается с семейным конфликтом.

Ниже приведен список основных тем, входящих в состав данного типа подготовки

 

Тема А. Психологическое состояние пострадавшей от домашнего насилия. Стокгольмский синдром

Введение

Задача данного раздела — подробно рассмотреть, почему женщины, подвергающиеся насилию, с трудом уходят от обидчика или считают это опасным. В частности, необходимо понять, почему пострадавшие не хотят, например, сотрудничать с полицией и судами, неохотно обращаются за помощью в другие государственные учреждения. Исследования показали, что лица, подвергающиеся насилию, могут избирать стратегию выживания, которая влечет за собой отождествление себя с обидчиком. Такой психологический феномен наблюдался у лиц, взятых в заложники во время ограбления банка в Стокгольме. Отсюда его название — “стокгольмский синдром”. В некоторых случаях им страдают и пострадавшие от домашнего насилия.

Данное упражнение рассчитано не только на сотрудников полиции, но также прокуратуры и судов. Чтобы лучше понять реакцию и положение женщины, участникам рекомендовано поставить себя на место пострадавшей.

Задачи

• Участникам предлагается думать и чувствовать себя, как заложники или пострадавшие, чтобы лучше понять их положение, действия и реакцию.

• Предлагается представить ситуации, в которых может возникать стокгольмский синдром, и его влияние на систему оказания помощи.

Упражнения на закрепление навыков (продолжительность 50 минут (работа в парах, обсуждение, раздаточный материал).

 

Тема В. Стратегия обидчиков.

Введение

Обидчики всегда пытаются преуменьшить значение того, что они совершили, или найти способы избежать последствий и наказания за свои действия. Простейшим способом является оказание давления на жертву и/или манипулирование работниками учреждений, которые занимаются этой проблемой.

Поэтому важно, чтобы представители соответствующих профессиональных групп понимали стратегию обидчика и научились вырабатывать контр-стратегию. Это позволит им не поддаваться влиянию со стороны обидчиков, иначе это укрепит положение обидчика, а положение женщины, наоборот, ослабит, и ее жизнь будет подвергаться еще большей опасности.

Задачи

• научиться понимать стратегию обидчика и вырабатывать контрстратегию.

Упражнения на закрепление навыков (продолжительность не менее 60 минут в группах по 3—4 человека).

 

Тема С. Оценка опасности

Введение

Задача данного раздела — повысить уровень знаний сотрудников судебной системы и смежных областей об опасности, которую представляют обидчики, и изучить и определить критерии оценки их опасности.

Это особенно важно для ответа на вопрос о том, должна ли полиция задерживать виновников насилия. Цель этих аспектов подготовки состоит в том, чтобы к проявлениям насилия относились серьезно, профессионально, учитывая, что это позволяет предотвратить совершение более тяжкого преступления, - в частности, убийства. Как правило, серьезные проявления насилия не возникают “на пустом месте”; зачастую им предшествуют определенные сигналы, причем во многих случаях виновники насилия заранее сообщают о своих намерениях. Особенно высокая степень риска возникает в период раздельного проживания, когда совершается большинство серьезных актов насилия. Поэтому очень важно распознавать сигналы, свидетельствующие об усилении опасности.

Задачи

Научиться распознавать сигналы усиления опасности насилия.

Упражнения на закрепление навыков (продолжительность 60 минут: пример из практики, работа в группе, обсуждение).

 

Тема D. Показания пострадавшей / свидетеля

Введение

В большинстве стран насилие в отношении женщин рассматриваются как преступление, в том числе и в семье. Однако это не значит, что в каждой стране обидчику действительно обязательно предъявляется обвинение, и он преследуется в судебном порядке. Это позволяет оказывать давление на женщин, поскольку означает, что именно они должны взять инициативу в свои руки и сами предъявить обвинение обидчику, от которого они часто зависят. Предъявление обвинения сопряжено с чрезвычайно сильным эмоциональным стрессом.

Учитывая все вышеприведенные факторы необходимо, чтобы представители системы правосудия проходили специальную подготовку.

Задачи

- обеспечить лучшее понимание положения пострадавших сотрудниками прокуратуры и судов;

- отработать практические навыки проведения беседы с пострадавшими с учетом ситуации.

Кроме того, в данном разделе содержится информация о необходимых составляющих беседы.

Упражнения на закрепление навыков. (продолжительность: 60—90 минут в группах по 3 человека).

 

Тема Е. Пострадавшая в гражданском суде

Введение

В данном разделе мы рассматриваем нормы гражданского права, защищающие пострадавших от насилия. Кроме того, мы рассматриваем, как чувствуют себя жертвы во время бракоразводных процессов и процессов по делу об опеке над детьми или о праве посещения детей. Как уже отмечалось, уйти от обидчика непросто, а иногда и очень опасно. Кроме того, насилие сказывается на детях. После того, как родители расходятся, дети могут подвергаться большому риску, поскольку насилие может распространиться и на них. Вспышки насилия могут происходить во время бракоразводного процесса или по делу об опеке над детьми или во время разрешенных посещений. Часто к насилию подталкивают судебные процессы (см. факторы оценки опасности). Таким образом, во время бракоразводного процесса или по делу об опеке над детьми первостепенное внимание должно уделяться защите и обеспечению безопасности женщины и ее детей.

Задачи

• Объяснить важность роли гражданского судопроизводства в защите пострадавших от насилия

• Обеспечить понимание положения пострадавших во время гражданских судебных процессов по делам о разводах, опеке над детьми или о праве посещения детей.

Упражнения на закрепление навыков. (продолжительность: 90 минут, ролевая игра в группах по три человека, обсуждение).

 

Тема F. Пострадавшая в уголовном суде

Введение

Уголовные судебные процессы по делам о домашнем насилии связаны с сильным эмоциональным напряжением и зачастую опасным для женщин периодом, поскольку события, связанные с судебным процессом, могут привести к возобновлению насилия. Поэтому для обеспечения безопасности пострадавших и сотрудников судебной системы в ходе судебного процесса важно принимать меры для защиты пострадавших и удовлетворения их эмоциональных потребностей. Кроме того, такие меры способствуют выяснению фактов по делу, так как женщины, чувствующие понимание и защиту, охотнее дают показания. Задача данного раздела — понять суть проблемы и применить ее понимание в практике судебной деятельности.

Выбор конкретного блока из двух предложенных далее зависит от состава участников и их профессиональных интересов.

Задача:

- обеспечить понимание положения пострадавших во время уголовных судебных процессов

- помочь сотрудникам судебной системы выработать эффективные методы взаимодействия с пострадавшими в ходе ведения дел.

Упражнения на закрепление навыков. (продолжительность: 1 ½ часа, ролевые игры, работа в группах, обсуждение).


Более подробно с тренингом «Насилие в отношении женщин» можно ознакомиться в Пособии «Стандарты деятельности по предоставлению услуг пострадавшим от домашнего насилия и организации системы реагирования на случаи насилия». – Москва, 2015. – 343 с.