К этой профессиональной группе относятся социальные работники, психологи, консультанты по социальным и личным проблемам, консультанты по проблемам семьи и психотерапевты.

По ряду причин на долю женщин приходится большинство пациентов и персонала во многих областях психологической и социальной помощи. Одна из причин состоит в том, что женщины как социально уязвимая группа в большей степени подвержены риску возникновения психических или социальных проблем (в частности, женщинам значительно чаще угрожает бедность). Другая причина заключается в том, что в результате социализации для женщин более свойственно понять, что они нуждаются в помощи, и обратиться за поддержкой. Исследования в области социальной работы заставляют предположить, что социализация женщин особенно хорошо готовит их к оказанию поддержки (и межличностному общению в целом), и этим объясняется тенденция выбора ими таких профессий.

В то же время из теории домашнего насилия известно, что в основе ситуации насилия лежат циклические процессы проявления власти и контроля одной личности над другой. Поэтому представителям всех профессий необходимы глубокие знание и понимание этих процессов для выстраивания эффективных мер помощи пострадавшим. При работе со случаями насилия в семье требуется анализ на уровне личности и отдельной семьи (микро), а также на макро уровне - местного сообщества (работа, друзья, система реагирования на местном уроне), то есть организационном, социальном, институциональном и затем на мега уровне - всего общества. Каждый из уровней требует рассмотрения различных проблем для оценки ситуации и планирования систем интервенции и реагирования.

Приведенные ниже пункты являются предметом анализа при работе с отдельными случаями:

- Анализ распределения связей внутри конкретной семьи, выявление присутствия насилия;

- Определение индивидуальных и семейных факторов риска в ситуации конкретной семьи;

- Идентификация позитивных связей, обеспечивающих поддержку и здоровые связи внутри расширенной семьи и на уровне местного сообщества с организациями и социальными институтами вне семьи, которые способны оказать помощь;

- Идентификация наличия доступных на местном уровне ресурсов, которые могут оказывать помощь, таких как Кризисные Центры, программы обучающие контролю над чувством гнева, программы по родительству, тренинги по развитию профессиональных навыков и другие поддерживающие ресурсы;

- Идентификация таких дополнительных факторов риска как неравенство, дискриминация и предвзятое отношение, в результате чего снижается возможность получения помощи от социальных институтов.

На схеме показана экологическая модель, на которую можно опираться при рассмотрении случаев насилия в семье. Анализ каждого из этих уровней с учетом вышеприведенных факторов позволит наиболее полно оценить ситуацию. При этом самым важным моментом формирования системы помощи является то, что в центре внимания всегда должна находится пострадавшая и ее дети, их безопасность и их защищенность.

 

Задачи социальных служб:

- Получить информацию о ситуации и создать условия, обеспечивающие безопасность и доверие женщин, подвергающихся жестокому обращению

- Переосмыслить работу и рабочее место — рассказать участникам об амбивалентных эмоциях

- Расширить сотрудничество с другими профессиональными группами и учреждениями

 

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ТЕМЫ

Тема А. Основные понятия о насилии в отношении женщин.

Введение

Во многих странах считается, что профессиональные социальные работники больше знают о жестоком обращении в отношении женщин и детей, чем представители других профессиональных групп. В том случае, когда это соответствует действительности, можно углублять основные знания о предмете и обсуждать с участниками их профессиональный опыт. В противном случае тренеру следует сосредоточиться на Основном модуле, который содержит подробную исходную информацию и описывает методы ее передачи.

1. Формы и виды физического насилия

Результатом данного раздела должно стать понимание участниками видов физического насилия и его психологических последствий. Специалистам необходимо осознать, что насилие может быть не только физическим и часто усугубляется различными формами психологического насилия, направленного на то, чтобы мужчина мог сохранить «свою власть» над женщиной. Физическое насилие применяется для того, чтобы вызвать у женщины чувство постоянного страха, подавить ее самоуважение, и это приводит к ослаблению ее сопротивления и, в конечном счете, к истощению. Это также может приводить к так называемой «приобретенной беспомощности».

Упражнения на закрепление навыков (групповое решение проблем, обсуждение).

2. Состояние пострадавшей

Важно, чтобы профессиональные социальные работники понимали какие последствия имеет насилие для психологической и физической устойчивости женщин и почему женщины, подвергшиеся насилию, остаются с обидчиками. При этом особое внимание следует уделить двум темам, которые рассмотрены в разделе «Специальные модели», таким как стокгольмский синдром( объяснения и примеры содержатся в Специальной модели «Подготовка работников правоохранительной системы») и Травмы и терапии (объяснения и примеры содержатся в Специальной модели «Подготовка медицинских работников»).

Упражнения на закрепление навыков (работа в группах или работа добровольцев).

3. Кризисная поддержка

Этот раздел посвящен практической и теоретической оценке того, что пациенты считают поддержкой, способствующей созданию доверия. При этом следует помнить, каковы уровень компетентности и практическое содержание работы соответствующей профессиональной группы или учреждения, и каковы их границы. Рекомендуется адаптировать ролевые игры к конкретной ситуации, в которой приходится работать участникам. При этом могут моделироваться ситуации кризисной консультации, психологической консультации на дому, консультации по телефону, или скрытого насилия.

Упражнения на закрепление навыков (работа в группах, обсуждение).

4. Стратегии обидчиков

В этом случае также рекомендуется использовать заранее подготовленные примеры и ролевые игры, моделирующие столкновение с обидчиком, чтобы научить участников разбираться в стратегии обидчиков при консультировании. Ролевые игры должны включать такие аспекты как «консультации для совместно проживающих лиц», «столкновение с обидчиком при посещении на дому» и «индивидуальная беседа с мужчиной, склонным к насилию». Для получения участниками максимума полезной информации для своей профессиональной работы большое значение имеет последующее обсуждение.

 

Тема В. Положение мигранток, которые живут с обидчиками.

Введение

Социально ущемленные и дискриминируемые общественные группы наиболее уязвимы к проявлению контроля со стороны тех, от кого они зависят. Важно понять и осознать, насколько трудно заставить себя высказаться, находясь в условиях чужих культуры и языка, особенно когда речь идет о личных проблемах. Кроме того, следует обсудить последствия жизни в чужой стране с неизвестными законами и обычаями.

Задачи

Рассматриваются такие темы, как защита от насилия, доступность юридической защиты, нормы законодательства об иностранных гражданах и браках с иностранными гражданами, разрешения на работу, законы о предоставлении убежища, прав на социальное обеспечение и т.п.

Упражнения на закрепление навыков (работа в парах, анализ конкретных ситуаций, обсуждение).

 

Тема С. Юридическая информация.

Этот раздел содержит основные знания о юридических мерах защиты от насилия и о других формах поддержки женщин и их детей, повергающихся насилию.

Какие важнейшие законодательные акты защищают пострадавших?

Каковы мои права и обязанности как представителя данной профессиональной группы?

Каковы обязанности других профессиональных групп, с которыми я сотрудничаю (полиция, обязательные обращения к медицинским работникам и т.п.)?

Профессиональный юрист рассказывает не только о правах пострадавших, но и правовой ситуации, связанной с соответствующей профессиональной группой.

 

Тема D. Сотрудничество.

Комплексный подход позволит понять направления межведомственного сотрудничества. Именно в связи с этой темой уместно рассказать о ресурсах и услугах, которые могут совместно использоваться и оказываться в случаях насилия.

Упражнения на закрепление навыков (анализ конкретных ситуаций, обсуждение).

 

Тема Е. Возможности и ограничения профессиональной группы.

Введение

Курс подготовки следует завершить обсуждением возможностей и ограничений, связанных с работой соответствующей профессиональной группы. Участники должны сознавать пределы своих возможностей, а также слабые места и проблемы их учреждений и сферы деятельности, но в то же время после тренинга они должны быть готовыми к работе с проблемой домашнего насилия.

Задачи

Осознать границы своих возможностей как личности и «профессионала»

Обсудить проблемы, которые возникают в работе с обидчиками

Разработать / переработать конкретные планы безопасности

Улучшить свою подготовку во время проведения группового обсуждения

Упражнения на закрепление навыков (ролевые игры, последующее обсуждение).


Более подробно с тренингом «Насилие в отношении женщин» можно ознакомиться в Пособии «Стандарты деятельности по предоставлению услуг пострадавшим от домашнего насилия и организации системы реагирования на случаи насилия». – Москва, 2015. – 343 с.