Комплексная работа с проблемой насилия в отношении женщин в России началась в 1990-х годах. Первый специализированный телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье, был создан в 1993 году в Москве при центре «АННА». Постепенно, накапливая опыт, Центр АННА начал работать не только в качестве кризисного центра, оказывающего практическую помощь пострадавшим, но также стал ресурсно-тренинговым центром для других организаций, начинающих работу в этой сфере. Будучи признанным лидером в области противодействия насилию, центр «АННА» также стал объединяющим началом для движения против насилия в отношении женщин в России.

Национальная образовательная кампания «Домашнему насилию оправданий нет!», стала одним из ключевых событий в изменении отношения общества к проблеме домашнего насилия. Эта кампания состояла из двух основных компонентов:

(А) Национальная образовательная кампания против насилия в семье;
(В) Национальная образовательная инициатива для различных профессиональных групп.

В рамках первого компонента кампании впервые в России были разработаны и изданы просветительские материалы: плакаты, буклеты, наклейки, карточки безопасности для женщин, а также сувенирная продукция. За время проведения кампании было распространено более трех миллионов образовательных материалов, которые использовались во время просветительских мероприятий практически во всех городах России.
Национальная кампания продемонстрировала, насколько эффективно могут работать образовательные механизмы, подкрепленные энтузиазмом сотрудниц региональных общественных организаций. Во многих регионах, где проводилась кампания, количество телефонных звонков в местные кризисные центры увеличилось более чем в два раза. Многие представители региональных организаций подчеркивали, что успех кампании на местах во многих случаях был обеспечен и ее общероссийским статусом.

Проведение Национальной образовательной кампании способствовало значительному повышению уровня осведомленности населения о проблеме насилия в отношении женщин.

Если еще в начале 1990-х годов практически отсутствовала терминология, при помощи которой можно было наиболее точно описать проблему, то сейчас ситуация изменилась. Сам термин «домашнее насилие», который в России прозвучал впервые в связи с созданием специализированного телефона доверия, а затем стал широко применяться в главном слогане кампании («Домашнему насилию оправданий нет!»), теперь активно используется как населением, так и представителями различных профессиональных групп для описания данной проблемы.

Результатом активной просветительской работы стали изменения, которые произошли в общественном мнении по отношению к насильственным преступлениям в отношении женщин. В ходе опроса, проведенного центром «АННА» в 2009 году, сегодня ситуация изменилась, и все больше людей понимают и негативные последствия данной проблемы, и необходимость ее решения. Так, 70% опрошенных считают, что насилие в семье является серьезной проблемой для России, и только 11% придерживаются противоположной точки зрения.
Согласно данным всероссийского исследования, проведенного в рамках программы AVON "Скажем нет домашнему насилию", 87% россиянок признают необходимость обсуждения этой проблемы и борьбы с насилием всеми доступными способами

Если еще в 2002 году 43% респондентов, принимавших участие в российском исследовании, утверждали, что избиение жены мужем – частное дело, в которое никто не должен вмешиваться1, то уже в 2008 году чуть более одного процента опрошенных заявили, что государство не должно вмешиваться в семьи, где существует насилие.

Результатом возросшего уровня осведомленности стало увеличение количества обращений пострадавших от насилия женщин за помощью в правоохранительные органы. При этом, как демонстрирует статистика, обращающиеся за помощью женщины настаивают на регистрации их заявлений.

Ежегодная международная кампания «16 дней без насилия», которая призывает к искоренению всех форм насилия в отношении женщин, стала в России уже регулярной. С 25 ноября по 10 декабря она проходит во всех регионах страны и предоставляет возможность повысить осведомленность общественности о гендерном насилии. Эти 16 дней активных действий (публикаций в СМИ, акций и публичных выступлений) служат глобальной платформой для обмена реальными историями о насилии, тем самым способствуя реальным переменам. Все чаще к кампаниям общественных организаций присоединяются госучреждения, акции нередко проходят под патронатом Министерства труда и социальной защиты.

На национальном уровне с 2013 года общественностью активно обсуждался проект закона «О профилактике домашнего насилия». На предложение в 2014 году подписать петицию с требованием принять закон о домашнем насилии на сайте, где она была размещена, откликнулось более 150 000 человек.

Все это наглядно демонстрирует, что просветительская деятельность, ведущаяся все эти годы, достигла своей цели.